Главная Услуги Цена Инфо Контакты

Декоративная керамика в архитектуре

Одним из наиболее убедительных примеров, демонстрирующих высокий уровень развития культуры русского изразца в ту эпоху, принято считать фасадный декор и интерьеры Воскресенского собора (1656-1685 гг.) Ново-Иерусалимского монастыря в подмосковном городе Истре, построенном по инициативе патриарха Никона. Прототипом этого величественного сооружения послужил храм Гроба Господня в Иерусалиме, отличающийся богатым мозаичным декором и отделанный цветным мрамором. Однако, не имея достаточных средств на то, чтобы повторить иерусалимский храм во всем его великолепии, русский патриарх решил реализовать собственные амбиции, используя изразцовый декор, тем более что в свою бытность настоятелем Иверского Святозерского монастыря на Валдае Никон приобрел опыт организации керамических мастерских, где изготавливали цветные изразцы по технологии, частично заимствованной у белорусских мастеров. Среди прочего, наши изразечники переняли у белорусов технику росписи «глухими» эмалями. Их получали, взяв за основу прозрачные цветные глазури*, в состав которых, помимо прочих пигментов, вводили оксид олова, придававший им высокую укрывистость. Полихромные изразцы, расписанные «глухими» окрашенными эмалями, в то время называли «ценинными». Среди современных российских искусствоведов нет единого мнения по поводу происхождения этого слова. Одни считают, что прилагательное «ценинный» того же корня, что существительное «цена», и, якобы, содержит намек на высокую стоимость таких изразцов, каждый из которых расписывался вручную. Другие специалисты в области древнерусского монументально-декоративного и прикладного искусства, очевидно не без основания, полагают, что русское название «ценинный» восходит к принятому в то время в Европе латинскому наименованию олова — zinn.

 

Как бы то ни было, но к работе над изразцовым убранством Ново-Иерусалимского Воскресенского собора наряду с русскими художниками, привлекались керамисты из литовских и белорусских земель.

Среди последних наибольшую известность приобрел мастер Степан Иванов по прозвищу Полубес, Именно ему приписывают авторство «ценинного» керамического фриза на Воскресенском соборе в Истре, а также изразцового декора храма св. Григория Неокесарийского на Большой Полянке и Покровского собора в Измайлове, в Москве. Один из наиболее узнаваемых изобразительных приемов, отличающих творческую манеру Полубеса, — декоративный мотив «павлинье око», представляющий собой желто-оранжевый венец, часто с разрывом в верхней части, заключенный в розетку из стилизованных зеленых листьев на темно-синем фоне. По мнению многих искусствоведов, эту орнаментальную тему мастер впервые «подсмотрел» в декоре итальянских бархатных тканей и позже продолжил и развил ее в своих изразцах.

С началом XVIII века изразец в России полностью сдает свои позиции в качестве фасадного декора, и его используют исключительно в интерьере для облицовки печей. Только во второй половине XIX века, в связи с распространением в Европе стиля модерн с присущей ему особой декоративностью, в нашей стране происходит подлинное возрождение искусства фасадной керамики. В это время в России появился интерес к народному творчеству. Российские искусствоведы впервые открывают для себя русскую икону, появляются энтузиасты, которые ездят по деревням, собирают крестьянскую одежду, предметы быта, изучают приемы художественной обработки дерева, металла, керамики, ручного декорирования тканей. В это время в России начали обращать внимание на народные промыслы, в том числе — на керамические. Огромный вклад в дело сбережения и развития отечественных традиций художественной декоративной керамики внесли известный русский промышленник, меценат, знаток и ценитель искусства СИ. Мамонтов и княгиня М.К. Тенишева, талантливая художница - эмальер, страстный коллекционер произведений русского народного декоративно-прикладного искусства.

Во многом благодаря усилиям этих людей в России активизировался процесс воссоздания национальной школы декоративной керамики, что проявилось в организации учебных и производственно-творческих мастерских в подмосковном имении СИ. Мамонтова в Абрамцеве и усадьбе М.К. Тенишевой в Талашкине Смоленской губернии. Наличие хорошо оборудованных керамических мастерских в Абрамцеве и Талашкине, по сути, превратило эти частные имения в своего рода дома творчества, где подолгу жили, работали и преподавали М. Врубель, А. Головин, К. Коровин, В. Серов, В. Васнецов, Е. и В. Поленовы, В. Борисов-Мусатов, Н. Рерих, С. Малютин и др. Не оставалось в стороне от этого процесса и Московское Императорское Строгановское училище, преподаватели и ученики которого, располагая хорошо оснащенной базой керамического производства, активно участвовали в возрождении и обогащении культуры русской архитектурной керамики.

Декоративная керамика в архитектуре

 
Портфолио
 
 
Дизайн квартиры   Дизайн интерьера - Ремонт - Продвижение бизнеса - Стоимость - Дизайн офисов
Состав проекта - Строительство - Дизайн - Фото ремонта - Проекты - Карта